31 октября в Лепельском районном центре детей и молодёжи прошёл семинар-практикум "Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса"
«МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ КАК
УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель:
Рассмотреть
способы моделирования занятия в контексте профессиональной деятельности
педагога дополнительного образования.
Задачи:
1. Сформировать четкое представление об организации и
структуре учебного занятия в системе дополнительного образования.
2. Обучить четко и доступно формулировать тему учебного
занятия, ставить цель и вытекающие из нее задачи.
3. Ознакомить с основными формами и методами проведения
занятий, правильным выбором методов и средств.
4. Повысить уровень профессиональной
компетентности педагогов.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: педагоги
дополнительного образования
Место проведения: г.Лепель, ул. Советская, 39.
Оборудование: ноутбук, карточки с тематикой
занятий, раздаточный материал.
Содержание
1.
Создание комфортной, рабочей атмосферы. Упражнение «Три вопроса
к себе»
Участникам
предлагается ответить на вопросы:
-
Чему
я могу здесь научиться?
-
Чему
я могу здесь научить?
-
Моя
основная задача на семинаре.
2.
Выступление по теме семинара с
показом мультимедийной презентации и
параллельным обсуждением
Учебное
занятие – это основная и постоянно
действующая форма организации обучения.
В системе дополнительного образования –
это коллективная (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная) форма обучения, которая
характеризуется постоянным составом обучающихся; устойчивыми временными рамками.
Признаки, отличающие учебное занятие от других
организационных форм:
•
это постоянная
группа обучающихся,
•
руководство
деятельностью обучающихся с учетом особенностей каждого из них,
•
овладение
основами изучаемого материала,
•
работа по образовательной
программе, утвержденному расписанию.
Учебное занятие обеспечивает:
• организационную четкость и упорядоченность учебно-воспитательного
процесса;
•
систематичность и
последовательность обучения;
•
взаимодействие
педагога и обучающихся;
•
взаимодействие обучающихся при решении познавательных задач.
Имеется общепринятая классификация учебных занятий по
дидактической цели: Занятия специализированные решают одну из
дидактических задач:
-
усвоения новых
знаний,
-
закрепления
изучаемого материала,
-
повторения,
систематизации и обобщения нового материала,
-
проверки и оценки
знаний, умений, навыков.
и комбинированные (несколько дидактических
задач решается на протяжении одного занятия).
Структура учебного занятия - это совокупность его элементов, частей, обеспечивающих его целостность
и достижение дидактических целей. Структура занятия определяется его целью,
содержанием, методами, средствами обучения, уровнем подготовки учащихся. Учебное
занятие состоит из следующих этапов:
-
организационный,
-
подготовительный,
-
основной,
-
заключительный.
Организационный этап решает следующие задачи: «настроить», «ввести»
учащихся в курс познавательной деятельности, сообщить тему занятия, осуществить
целеполагание и постановку задач.
Цель занятия – это предполагаемый результат, она
должна быть конкретной и достижимой.
Задачи раскрывают цель, конкретизируют ее, определяют
содержание основных этапов занятия. Формулируя задачи, педагог отвечает на
вопрос: «Как достичь цели?». Задачи делятся на 3 группы:
-
образовательные,
-
воспитательные,
-
развивающие.
Подготовительный этап – первое важное звено в структуре учебного занятия. Основное
назначение: выявить глубину и прочность знаний по изученному материалу;
проследить за систематической работой учащихся; подготовкой домашнего задания,
подготовить учащихся к усвоению новых
знаний и умений.
Основной этап
Основное назначение: усвоение новых знаний,
закрепление знаний, умений и навыков, проверка усвоения материала (в
зависимости от типа занятия).
Что необходимо для усвоения новых знаний:
1.
Использование разнообразных источников знаний: наглядные пособия,
мультимедийные презентации, видеофильмы, дополнительная литература, информация
интернет-ресурсов;
2.
Поэтапное усвоение новых знаний. Материал занятия разделяется на небольшие
логические элементы, каждый из которых отрабатывается с учащимися до тех пор,
пока не будет осмыслен и усвоен.
3.
Новый материал изучается в определенном стиле: исследовательским путем,
проблемным способом (от рассмотрения частных, составных элементов нового
материала к обобщению и выводам; от постановки проблемы, формулировки гипотезы - к ее доказательству).
Процесс усвоения знаний учащимися:
1. Восприятие предмета
2. Осмысление, понимание
3. Обобщение знаний
4. Закрепление и применение полученных знаний
Заключительный этап. Основное назначение - подведение
итога занятия, организация рефлексивной деятельности обучающихся.
- Чему сегодня научились, что нового узнали?
- Что успели сделать?
- Что не получилось? Над чем предстоит работать на
следующем занятии?
Формы организации учебной деятельности обучающихся:
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Метод
(гр. «путь к чему либо») - способ деятельности, направленный на достижение определенной цели.
Методы обучения – это способ деятельности педагога и обучающихся, путь, по которому
педагог ведет обучающихся от незнания к знанию.
Интерактивные методы обучения:
-
методы создания
благоприятной атмосферы,
-
методы организации
коммуникации,
-
методы обмена
деятельностями,
-
методы
смыслотворчества,
-
методы
рефлексивной деятельности.
Формы
организации учебных занятий
-
Беседа,
консультация, моделирование.
- Практические
занятия. Проводятся с целью закрепления и применения знаний, овладения
практическими умениями и навыками
- Семинарские
занятия. Проводятся для развития интеллектуальной, познавательной деятельности,
творческого мышления, выработки навыков самостоятельной работы с дополнительной
литературой, информационным материалом.
- Экскурсии. Это
завершенный цикл поэтапного решения познавательной задачи. По классификатору:
предшествующие, сопутствующие, последующие
-
Занятие-игра
(имитационные, ролевые игры, тренинги)
- Занятия с игровой
состязательной основой: «Придумай проект», «Лото», «Домино», «Что? Где?
Когда?», «Следствие ведут знатоки», «КВН», «Морской бой», «Поле чудес» и т.д.
- Занятия,
опирающиеся на фантазию: «Сказка», «Творческий отчет», «Смотр выставки», «Вернисаж».
- Занятия,
основанные на оригинальной организации изучения учебного материала:
«Обозрение», «Размышление», «Аннотация», «Монолог памяти», «Портрет».
- Занятие по
аналогии с организованными событиями: «Аукцион», «Ярмарка», «Конференция»,
«Концерт», «Бенефис», «Суд» и т.д.
- Занятия по
аналогии с известными формами и методами деятельности: «Диспут», «Интервью»,
«Мозговой штурм».
Алгоритм деятельности педагога
в процессе обучения:
1. Планирование
2. Организация
3. Стимулирование
4. Текущий
контроль, регулирование
5. Анализ
результатов учебно-познавательной деятельности
|
Алгоритм деятельности учащихся:
1. Восприятие предмета
2. Осмысление, понимание
3. Обобщение знаний
4. Закрепление
5. Применение полученных знаний
|
3. Практикум «Постановка целей и
задач занятия»
Педагоги распределяются по группам по 3-5 человек согласно
их профилю деятельности. Каждая группа получает
карточку с указанием темы занятия и его места в учебно-тематическом плане. В
течение 5-7 минут группы должны сформулировать цель и задачи данного занятия. Результат
зачитывается и обсуждается всеми группами (членами коллектива).
4.Рефлексия
Комментариев нет:
Отправить комментарий