четверг, 31 октября 2019 г.

Семинар-практикум

31 октября в Лепельском районном центре детей и молодёжи прошёл семинар-практикум "Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса"







Семинар-практикум
«МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель:
Рассмотреть способы моделирования занятия в контексте профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Задачи:
1.   Сформировать четкое представление об организации и структуре учебного занятия в системе дополнительного образования.
2.     Обучить четко и доступно формулировать тему учебного занятия, ставить цель и вытекающие из нее задачи.
3. Ознакомить с основными формами и методами проведения занятий, правильным выбором методов и средств.
4.     Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники:  педагоги дополнительного образования  

Место проведения: г.Лепель, ул. Советская, 39.

Оборудование: ноутбук, карточки с тематикой занятий, раздаточный материал.

Содержание

1.       Создание комфортной, рабочей атмосферы. Упражнение  «Три вопроса к себе»
Участникам предлагается ответить на вопросы:
-         Чему я могу здесь научиться?
-         Чему я могу здесь научить?
-         Моя основная задача на семинаре.

2.       Выступление по теме семинара с показом мультимедийной  презентации и параллельным обсуждением

Учебное занятие – это основная и постоянно действующая форма организации обучения.
         В системе дополнительного образования – это коллективная (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная) форма обучения, которая характеризуется постоянным составом обучающихся; устойчивыми временными рамками.
Признаки, отличающие учебное занятие от других организационных форм:
           это постоянная группа обучающихся,
           руководство деятельностью обучающихся с учетом особенностей каждого из них,
           овладение основами изучаемого материала,
           работа по образовательной программе, утвержденному расписанию.
Учебное занятие обеспечивает:
  организационную четкость и упорядоченность учебно-воспитательного процесса;
           систематичность и последовательность обучения;
           взаимодействие педагога и обучающихся;
           взаимодействие обучающихся при решении познавательных задач.
Имеется общепринятая классификация учебных занятий по дидактической цели: Занятия специализированные решают одну из дидактических задач:
-       усвоения новых знаний,
-       закрепления изучаемого материала, 
-       повторения, систематизации и обобщения нового материала,
-       проверки и оценки знаний, умений, навыков.
и комбинированные (несколько дидактических задач решается на протяжении одного занятия).
Структура учебного занятия - это совокупность его элементов, частей, обеспечивающих его целостность и достижение дидактических целей. Структура занятия определяется его целью, содержанием, методами, средствами обучения, уровнем подготовки учащихся. Учебное занятие состоит из следующих этапов:
-       организационный,
-       подготовительный,
-       основной,
-       заключительный.
Организационный этап решает следующие задачи: «настроить», «ввести» учащихся в курс познавательной деятельности, сообщить тему занятия, осуществить целеполагание и постановку задач.
Цель занятия – это предполагаемый результат, она должна быть конкретной и достижимой.
Задачи раскрывают цель, конкретизируют ее, определяют содержание основных этапов занятия. Формулируя задачи, педагог отвечает на вопрос: «Как достичь цели?». Задачи делятся на 3 группы:
-       образовательные,
-       воспитательные,
-       развивающие.
Подготовительный этап – первое важное звено в структуре учебного занятия. Основное назначение: выявить глубину и прочность знаний по изученному материалу; проследить за систематической работой учащихся; подготовкой домашнего задания, подготовить учащихся к  усвоению новых знаний и умений.
Основной этап
Основное назначение: усвоение новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, проверка усвоения материала (в зависимости от типа занятия).
Что необходимо для усвоения новых знаний:
1. Использование разнообразных источников знаний: наглядные пособия, мультимедийные презентации, видеофильмы, дополнительная литература, информация интернет-ресурсов;
2. Поэтапное усвоение новых знаний. Материал занятия разделяется на небольшие логические элементы, каждый из которых отрабатывается с учащимися до тех пор, пока не будет осмыслен и усвоен.
3. Новый материал изучается в определенном стиле: исследовательским путем, проблемным способом (от рассмотрения частных, составных элементов нового материала к обобщению и выводам; от постановки проблемы, формулировки гипотезы - к ее доказательству).
Процесс усвоения знаний учащимися:
1.  Восприятие предмета
2.  Осмысление, понимание
3.  Обобщение знаний
4.  Закрепление и применение полученных знаний
Заключительный этап. Основное назначение - подведение  итога занятия, организация рефлексивной деятельности обучающихся.
-       Чему сегодня научились, что нового узнали?
-       Что успели сделать?
-       Что не получилось? Над чем предстоит работать на следующем занятии?
Формы организации учебной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Метод (гр. «путь к чему либо») - способ деятельности, направленный на достижение определенной цели.
         Методы обучения – это способ деятельности педагога и обучающихся, путь, по которому педагог ведет обучающихся от незнания к знанию.
Интерактивные методы обучения:
-       методы создания благоприятной атмосферы,
-       методы организации коммуникации,
-       методы обмена деятельностями,
-       методы смыслотворчества,
-       методы рефлексивной деятельности.
Формы организации учебных занятий
-       Беседа, консультация, моделирование.
-     Практические занятия. Проводятся с целью закрепления и применения знаний, овладения практическими умениями и навыками
- Семинарские занятия. Проводятся для развития интеллектуальной, познавательной деятельности, творческого мышления, выработки навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, информационным материалом.
-   Экскурсии. Это завершенный цикл поэтапного решения познавательной задачи. По классификатору: предшествующие, сопутствующие, последующие
-       Занятие-игра (имитационные, ролевые игры, тренинги)
-  Занятия с игровой состязательной основой: «Придумай проект», «Лото», «Домино», «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки», «КВН», «Морской бой», «Поле чудес» и т.д.
-     Занятия, опирающиеся на фантазию: «Сказка», «Творческий отчет»,  «Смотр выставки», «Вернисаж».
- Занятия, основанные на оригинальной организации изучения учебного материала: «Обозрение», «Размышление», «Аннотация», «Монолог памяти»,  «Портрет».
-      Занятие по аналогии с организованными событиями: «Аукцион», «Ярмарка», «Конференция», «Концерт», «Бенефис», «Суд» и т.д.
-  Занятия по аналогии с известными формами и методами деятельности: «Диспут», «Интервью», «Мозговой штурм».

Алгоритм деятельности педагога
в процессе обучения:
1.       Планирование
2.       Организация
3.       Стимулирование
4.       Текущий контроль, регулирование
5.       Анализ результатов учебно-познавательной деятельности


Алгоритм деятельности учащихся:
1.     Восприятие предмета
2.     Осмысление, понимание
3.     Обобщение знаний
4.     Закрепление
5.     Применение полученных знаний

3. Практикум «Постановка целей и задач занятия»
   Педагоги распределяются по группам по 3-5 человек согласно их  профилю деятельности. Каждая группа получает карточку с указанием темы занятия и его места в учебно-тематическом плане. В течение 5-7 минут группы должны сформулировать цель и задачи данного занятия. Результат зачитывается и обсуждается всеми группами (членами коллектива).

4.Рефлексия


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Их именами названы

23-24 апреля 2024 года, в рамках педагогического марафона "Память вечным пламенем горит", посвященного 80-летию освобождения Белар...